Профилактика суицидальных намерений в подростково-юношеской среде

Г. Мурзатамова

Профилактика суицидальных намерений в подростково-юношеской среде

В данной работе раскрыты все понятия о суициде, раскрыты особенности суицидальных намерений в подростково-юношеской среде. Разграничены понятия суицидального поведения и суицидальных намерений, выделены принципиальные различия. Выделены механизмы возникновения суицидальных намерений, в которые входит мотивы, формы, признаки, причины и т.д. А также спроектирована и апробирована, экспериментальным путём доказана модель и программа профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде. Основная идея заключается в том, что в данной программе используется комплексный и индивидуально-ориентированный подходы. Данная работа направлена на просветительскую деятельность – психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов, а так же направлена на коррекционную деятельность – разработан и апробирован индивидуальный план работы по профилактике суицидальных намерений в подростково-юношеской среде; формирующую деятельность – «Тренинг позитивного мироощущения», основанный на развитии эмпатии, чувства доверия к миру, уникальности личности, ценности жизни, преодолении субъективного ощущения одиночества.

Ключевые слова: суицид, самоубийство, суицидальное поведение, суицидальные намерения, подростково-юношеская среда, модель, программа, профилактика.

Текст статьи:

Автор: Мурзатамова Махлиё Гафуржоновна
Направление: Психология
Тема: «Профилактика суицидальных намерений в подростково-юношеской среде».

Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе. По данным ВОЗ  около 20% самоубийств в мире  приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных намерений гораздо больше. Ежегодно более 800 000 человек кончают жизнь самоубийством, это один человек каждые 40 секунд. Эти смертельные случаи можно было предотвратить. В России за последние 10 лет частота суицидов превышает средний показатель суицида по всему миру чуть ли не в 3 раза. Это выводит нашу страну в список стран, где подростками наиболее свойственны суицидальные намерения.

Максимальные показатели смертности от самоубийства на территории Российской Федерации зафиксированы на Европейском Севере (Пермская, Кировская и Архангельская области, Республика Карелия), в Поволжье (Республика Марий-Эл, Башкортостан, Удмуртская Республика), на юге и северо-востоке Сибири (Бурятия, Алтай, Читинская область, Чукотский автономный округ), и Дальнем Востоке (Еврейская автономная область). В этих регионах смертность колеблется от 104 до 154 на 100 000, превышая тем самым, смертность от самоубийств Центральной и Восточной Европы в 3-5 раз, в странах ЕС – в 5-7 раз.

Общество задается вопросом, зачем подростки совершают суицид, а психологи отмечают: главный вопрос – не зачем, а в чем причина таких намерений? И почему крик о помощи не был услышан во время?

суицид подростка – поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. [1]

Отечественные и зарубежные исследователи считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида. юность - период быстрого роста. В нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, ощущением одиночества из-за неразделенной любви, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, Внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. [2]

В исследовании «Проблема суицида среди подростков в возрасте от 15 до 19» Дехтерева Л.В., Емельянова Д.С. было обнаружено, что 93% подростков пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства.

Чаще всего попытки подростков покончить с собой, оказываются неудачными – пропорция здесь может быть 100:1. Это необычайно большое количество безуспешных попыток может означать, что они действуют не столь решительно как люди постарше. Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок. В целом, с 1955 года уровень самоубийства молодых людей возрос более чем вдвое. Предлагались некоторые теории, которые объясняют этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число молодых людей в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция на работу, учёбу, академические и спортивные достижения, и вместе с тем у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции. Другие объяснения указывают на ослабления связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих молодых людей, возрастает доступность наркотиков. [13]

И именно поэтому, мы решили разработать и апробировать модель и программу профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде.

Модель организации комплексной профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде

Целевой модуль

Цель программы: организация программы комплексной профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде, сохранение и укрепление психического здоровья личности, путем отреагирования внутренних переживаний личности, развитие стрессоустойчивости, преодоление чувства одиночества, отчужденности.

Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование соответствующей информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание им экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп при возникновении трудных жизненных ситуаций.
  5. Привитие детям существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  6. Повышение самооценки, формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  7. Проведение с ребёнком работы по снятию негативных эмоций, активная эмоциональная поддержка подростка.
  8. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, при необходимости включение в группу социально-психологического тренинга.
  9. Формирование жизненной перспективы как важнейшего показателя нормального развития подростка, его нравственного и психического здоровья.

Концептуальный модуль

Научные подходы:

Системный, Деятельностный, личностно-ориентированный, комплексный

Принципы:
- ценности личности,
- уникальности личности,
- приоритета личностного развития
- ориентации на зону ближнего развития
- эмоционально-ценностных ориентаций
- обеспечение благополучия (физического, психологического, интеллектуального, социального)

Содержательный модуль

Направления профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде
  • научно-методическое;
  • информационно-аналитическое;
  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • профилактическое;
  • консультационное;
  • просветительское;
  • социально-диспетчерское.

Деятельностный модуль

Этапы:

1.Подготовительный 2.Практический 3. Обобщающий

Формы:
  1. Диагностика
  2. Лектории (для родителей и педагогов)
  3. Консультации
  4. Семинары
  5. Памятки
  6. Просмотр фильмов
  7. Беседы
  8. Тренинги
  9. Индивидуальные работы и т.д.

Организационный модуль

  1. Поиск места реализации программы
  2. Теоретический анализ литературы
  3. Проектирование программы, научное обоснование
  4. Ресурсное обеспечение
  5. Апробация программы

Модуль взаимодействия

Педагоги, психологи, классные руководители

Специалисты, обеспечивающие процесс профилактики суицидальных намерений

Родители, опекуны, лица их заменяющие

Учащиеся, склонные к суицидальным намерениям в  подростково-юношеской среде

Результативный модуль

Результаты:
  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов в области суицидальных намерений в подростково-юношеской среде
  2. Снижение риска возникновения суицидальных намерений в подростково-юношеской среде
  3. Снижение риска суицидальных попыток в подростково-юношеской среде
  4. Социальная и психологическая защита детей с суицидальными намерениями
  5. Повышение самооценки личности, повышение доброжелательного отношения с окружающей средой
  6. Снижение чувства одиночества среди детей поростково-юношеского возраста  и т.д.

С сентября по май с детьми подростково-юношеского возраста была проведена программа профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде. Базой исследования послужило учебно-образовательное учреждение АПОУ УР «ТСТ» - «Техникум строительных технологий», г. Ижевск, в выборке участвовало 20 человек. 10 – в контрольной группе, 10 – в экспериментальной группе. Программа проходила в 3 этапа:

1. Диагностический этап.

Для первичного этапа диагностики выявления детей склонных к суицидальным намерениям в подростково-юношеской среде мы выбрали такие методики как, биографический анамнез, метод наблюдение и индивидуальные беседы. По результатам, которых можно было сделать выводы о достаточно высоком уровне риска суицидальных намерений в подростково-юношеской среде у испытуемых, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе.

Для вторичного этапа диагностики мы использовали такие методы, как «Карта риска суицида». По результатам данных методик было видно, что и в контрольной и в экспериментальной группах высокий уровень риска суицидальных намерений. 80% - высокий уровень, 10% - средний, 10% - низкий.

2. Формирующий этап.

В экспериментальной группе проводился комплекс мероприятий, направленных на профилактику суицидальных намерений в подростково-юношеской среде. А в контрольной группе нет.

3. Контрольный этап.

По окончанию формирующего этапа эксперимента нами были проведены индивидуальные беседы с испытуемыми контрольной и экспериментальной групп. Испытуемые в экспериментальной группе легче идут на контакт, не конфликтуют как со сверстниками, так и с взрослыми, за некоторыми исключениями стали эмоционально устойчивыми,  научились проявлять эмпатию, сострадать, на счёт чувства доверия необходимо ещё работать, но в целом экспериментальная группа значительно отличается от контрольной группы.

По данным повторной диагностики можно сделать выводы о том, что риск суицидальных намерений в подростково-юношеской среде в экспериментальной группе уменьшился от высоких показателей до среднего.

30% - высокий уровень, 60% - средний, 10% - низкий.

А в контрольной группе этот показатель увеличился, незначительно. 80% - высокий уровень, 20% - средний.

Таким образом, исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что разработанная и спроектированная модель и  программа профилактики суицидальных намерений в подростково-юношеской среде доказала свою работоспособность и эффективность.

Список литературы:

  1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.
  2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Профилактика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.
  3. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998, №2. С. 36-43.
  4. Вроно Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков и меры его профилактики // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: Сб. науч. Трудов. М.: Москивский НИИ психиатрии, 1984. С. 135-142.
  5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М., 1994.
  6. Железова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - №10.
  7. Завражин С.А. Самоубийства среди учащихся в дореволюционной России (из истории вопроса) // Педагогика. - 1992. - № 9-10.
  8. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
  9. Ковалев В.В. и др. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980.
  10. Кондрашенко В.Т., Девиантное поведение у подростков: социально-психологический и психиатрический аспекты. Минск: Беларусь, 1988.
  11. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. - 1989. - №5.
  12. Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Вестник Моск. ун-та, Сер. 12. Полит. науки. - 1998. - № 6. - С.18-33.
  13. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №.?. - С. 32-39.
Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки