Новые приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОО

Аватар пользователя Скачкова Ольга Владимировна

Новые приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОО

Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей всё чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых негативные формы поведения занимают одно из ведущих мест. Особенности поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной или асоциальной направленности, являющиеся одной из острых проблем, волнующих сегодня как педагогов-психологов, так и родителей. Особенно важным является изучение данных форм поведения в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Проанализировав результаты диагностических мероприятий в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» за последние три года, было установлено, что число воспитанников, имеющих вышеуказанные особенности поведения, составляет 17-19%.

В качестве решения проблемы предлагается психолого-педагогический проект по профилактике и коррекции негативных форм поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный проект является результатом изучения и практической апробации некоторых аспектов организации профилактической и коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками, имеющими особенности поведения, а именно мандалотерапии как вида арттерапии, направленной на преодоление негативных форм поведения [3, с.15].

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством), позволяющее стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции; радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует художественному и духовному самовыражению дошкольников. В психологии мандалу впервые начал использовать К.Г. Юнг, в настоящее время используют как арт-терапевтический метод (раскрашивание мандал-раскрасок; создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала; аппликация мандал в соответствии с настроением, в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий). Организация коррекционно-развивающей деятельности по проекту осуществляется на основе перспективно – тематического планирования. Каждая тема включает работу по основным линиям развития ребёнка:

  • познавательное развитие – поиск информации о мандале, её анализ, дидактические, развивающие игры, решение проблемных задач с элементами анималотерапии;
  • коммуникативно-речевое развитие – составление рассказов, сказок о мандале, создание малых фольклорных форм;
  • художественно-эстетическое развитие – изготовление поделок-мандал, украшение заготовок, создание коллекций и выставок с мандалами и др.;
  • физическое развитие - подвижные и пальчиковые игры с мандалами, изготовление с воспитателями нетрадиционного оборудования для игровых ситуаций;
  • социально – личностное развитие–реализация мини-проектов в группе сверстников, в семье, психогимнастические игры, игры на развитие нравственных качеств, занятия согласно планированию по преодолению негативных форм поведения.

Мандалотерапия в современной обогащённой предметно-пространственной развивающей среде (авторская концепция оформления кабинета педагога-психолога; игры по технологии сказкотерапии, песочной терапии с мандалами, развивающие центры с атрибутами к играм, наглядный материал – рукотворные альбомы, развивающие книжки-самоделки, иллюстрации, «Музей сувениров») позволяет строить коррекционно-развивающую деятельность с дошкольниками на основе совместной проектно-исследовательской, познавательно-игровой деятельности [1, с.18].

Инновационный опыт направлен на развитие качеств, необходимых дошкольнику для дальнейшего образования и взаимодействия в социуме:

  • коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
  • улучшение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) с последующим созданием коллективной композиции);
  • диагностика и коррекция конкретной проблемы;
  • развитие творческих способностей, мелкой моторики руки.

В результате психолого-педагогических изысканий появились методические разработки: конспекты игровых занятий, развивающих игр, ситуаций с использованием мандал; электронный архив мероприятий по работе с родителями «Семья и поведение ребёнка»; электронный архив «Копилка педагога-психолога» с мультимедийными презентациями «Мандала – источник спокойствия», «Творим и развиваемся», «Разноцветная игра»; разработки совместных с родителями (законными представителями) воспитанников проектов; развивающие пособия для детей, выполненные руками педагогов и родителей «Радуга-дуга»,  «Волшебные мешочки», «Дорожки для Ермошки». Адаптированы инновационные формы организации детской деятельности:

  • «Кафе Фантазёров» - детское экспериментирование с цветом;
  • «Мастерская Радуги» - встреча в мастерской с родителями, вечер творчества, совместное изготовлений мандал, поделок, сувениров с обсуждением информации по истории возникновения мандал, секретов изготовления сувениров, оберегов, талисманов в древности, о влиянии цвета на настроение и поведение.

Наряду со специальными играми с мандалами большое значение в коррекции имеют приёмы неигрового типа: ритуалы приветствия и прощания, групповое пение, обмен впечатлениями после игры; принятие групповых решений; приёмы на развитие умения слушать друг друга, объяснять свои чувства; формирование самостоятельности группы путём предоставления полной свободы действий детям, когда они все ответственные решения должны принимать самостоятельно.

Мандалотерапия - одна из разновидностей арт-терапии, совмещающая в себе элементы психотерапии, энерготерапии, помогающая лучше понять себя, свои чувства и поведение [2, с.51].

Мандалотерапия в контексте данного педагогического опыта – это система совместных с педагогом-психологом и семьями воспитанников игр, мини-проектов, традиционных форм и видов деятельности в обновлённой развивающей среде, призванная не изменять основную общеобразовательную программу дошкольной организации, а увеличивать её эффективность. Учитывая важность и необходимость развития позитивных форм поведения детей старшего дошкольного возраста, применяются интегрированные формы организации детской деятельности в рамках существующей основной общеобразовательной программы путём включения в коррекционный процесс воспитателей возрастных групп:

  • в Центре игровой активности - развивающие, дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • в Центре изобразительного искусства - коллективное рисование мандал, аппликация, создание объёмных композиций, реализация творческих мини-проектов, лепка из разных материалов (песок, тесто, глина, пластилин), изготовление орнаментов;
  • в Центре физической культуры и спорта - подвижные игры на сплочение группы сверстников, народные подвижные игры;
  • в Центре строительства и конструирования - изготовление макетов (проектная деятельность), строительные игры по интересам;
  • в Центре детского экспериментирования - знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых изготовлены мандалы, элементарное детское экспериментирование и создание коллекции;
  • в Центре коммуникации и грамоты - составление описательных рассказов, фантазирование сказочных историй, составление каталогов созданных сувениров, альбомов рассказов с рисунками, игровые обучающие ситуации, беседы, составление загадок, придумывание малых фольклорных форм;
  • в Центре занимательной математики - знакомство с играми В. Воскобовича, складывание мандал из геометрических фигур, игры на развитие количественных и временных представлений с мандалами;
  • в Центре естествознания - украшение поделок с изображением мандалы природным материалом.

Таким образом, основной целью проекта является создание благоприятных условий для преодоления негативных форм поведения у старших дошкольников. Данный педагогический опыт представляет равные возможности для включения в общение и взаимодействие дошкольников, посещающих детский сад: для детей с низким уровнем коммуникативного общения, детям-инофонам (не владеющих русским языком), детям-билингвам (из двуязычных семей) и представляет возможность организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими особенности развития и здоровья (ОВЗ).

Список литературы:

  1. Борцова, Л.В. Социально – нравственное развитие дошкольников. [Текст ]: пособие/ Л.В. Борцова, Е.Г. Молчанова, О.М. Заскоченко и др.; под общ. ред. Л.В. Борцовой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2009.- 272с.
  2. Фесюкова, Л.Б. воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст ] - М: ООО «Издательство АСТ», 2010. - 464с.

Скачкова Ольга Владимировна,
Педагог-психолог

Кондрашова Наталья Георгиевна
Учитель-логопед, заместитель заведующего МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» п.Федоровский ХМАО-Югра

Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки