Психотехнология ускорения процесса реабилитации в постинсультный период

Новая психотехнология ускорения процесса реабилитации в постинсультный период

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Согласно статистическим данным, каждые 6 секунд у одного о человека в мире развивается мозговой инсульт. Около 80% людей перенесших инсульт становятся инвалидами, около 25% из них нуждаются в течение всей оставшейся жизни в постоянном постороннем уходе.

Новизной разработанной психотехнологии активации процесса реабилитации в постинсультный период является инструментальная синхронизация кинезотерапевтических приемов реабилитации с биоадаптивным полимодальным воздействием (музыкально - ритмическим, вибротактильным и цветоимпульсным).

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде используемой при ходьбе трости, на торце которой закреплены тактильные сенсоры, механическое воздействие на которые в процессе обучения ходьбе сопровождается включением закрепленных на ручке трости светодиодного излучателя, микровибратора и миниатюрного электронного генератора мелодичных звуков. При этом каждый очередной шаг в процессе обучения ходьбе сопровождается генерированием нового мелодичного звука, что обеспечивает формирование «мелодии ходьбы», ритм которой отражает показатель темпа ходьбы. Техническое решение разработки, построенное на использовании полимодальной (музыкальной, визуальной, вибротактильной) стимуляции в режиме биологической обратной связи способствует ускорению восстановления в постинсультный период объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, ориентации в пространстве. Ритмическая полимодальная стимуляция, включающая и воздействие синхронизированной с кинезиологическими упражнениями функциональной музыкой, расширяет возможности ускорения достижения положительных эффектов кинезотерапевтических реабилитационных приемов устранения парезов (расстройств движений).

В комплект конструктивного оформления разработки входят также закрепленные на подложках, которые можно произвольно фиксировать на различных расстояниях друг от друга и на любых окружающих предметах, внешние тактильные сенсоры. Эти сенсоры можно подключать к входу закрепленного на трости блока управления полисенсорными стимулами и, одновременно, к цепи управления портативым цветодинамическим проектором (включения режима перемещения разноцветных световых пятен в трехмерном пространстве). Механическое воздействие на сенсоры с помощью руки (при нарушениях движений верхних конечностей) или тростью (на начальных стадиях обучения ходьбе в домашних условиях) сопровождается формированием гармоничных цветомузыкальных эффектов, отражающих по принципу биологической обратной связи частоту и амплитуду движений конечностей в процессе реализации кинезиологических приемов реабилитации. Постепенное увеличение расстояний между подложками с сенсорами и изменения конфигурации их расположения в пространстве позволяет целенаправленно усложнять приемы реабилитации в целях повышения их эффективности.

Полимодальный характер стимуляции, а также генерируемая в процессе реализации приемов реабилитации функциональная музыка, ритм и тональность которой отражает амплитудно-частотные параметры реабилитационных кинезиологических упражнений, направленных на формирование навыков удержания равновесия, координации движений, концентрации внимания, точности, ловкости и др., способствует ускорению достижения следующих положительных реабилитационных эффектов:

  • активации движений больного приемами ритмической слуховой стимуляции;
  • восстановления координации движений путем активного музицирования, требующего целенаправленного воздействия нижними или верхними конечностями на произвольно расположенные в пространстве тактильные сенсоры, включенных в цепь управления генерированием различных мелодичных звуков, формирующих «мелодию движений» и синхронизированных с цветодинамическими эффектами;
  • осуществления тренинга по устранению вызванного повреждением областей мозга, ответственных за координацию зрительных образов, «одностороннего зрительного игнорирования» приемами визуального отслеживания перемещения в трехмерном пространстве разноцветных световых бликов, генерируемых цветодинамическим проектором синхронно движениям пораженной конечности;
  • активации работы головного мозга, а также улучшения связи между нейронами в областях, отвечающих за пространственные ощущения, приемами активного музицирования;
  • формирования положительных эмоциональных реакций, способствующих повышению эффективности функционирования головного мозга за счет комплексного влияния приемов музыкотерапии (психоэстетического, физиологического, вибрационного);
  • программирования желаемой ритмо – темповой структуры двигательной деятельности больного приемами цветомузыкального воздействия, синхронизированного с ритмом его двигательной активности;
  • инициирования мускульной релаксации при спастических параличах приемами полимодальной стимуляции в режиме биологической обратной связи;
  • нейтрализации негативно влияющих на достижение положительных эффектов реабилитации чувств тревожности и безысходности в постинсультный период путем формирования характерного для активного музицирования комплекса ощущений (получения эстетического удовлетворения, сосредоточенности, вовлеченности в «решение музыкальных задач»);
  • стабилизации эмоционального состояния больного приемами ритмического акустического и цветоимпульсного воздействия.

Возможность достижения предложенной разработкой поставленной цели активации процессов реабилитации в постинсультный период подтверждается результатами следующих экспериментальных исследований:

  • ритмическая аудиостимуляция существенно улучшает двигательные функции пациентов после инсульта (Брадт Д., 2010);
  • активное музицирование способствует улучшению вербальной памяти в постинсультный период на 60% (Sarkamo T., 2008) и ускорению восстановления речи, и внимания, путем использования музыки для рифмовки, пения и тренировки мимических мышц, на 7%:
  • приемы музыкотерапии способствуют улучшению планирования двигательных актов у больных инсультом на 65% (Soto D., 2011);
  • цветодинамические эффекты способствуют формированию положительных эмоций, которые «разрушают застойную констелляцию отрицательных эмоций в мозге и таким образом оказывают реабилитирующее воздействие» (Судаков К., 2010);
  • цветомузыкальные воздействия на человека инициируют формирование состояния вегетативного баланса (Усанова А., 2011):
  • аудиовизуальная стимуляция способствует активации восстановительных процессов, мобилизации воли и ресурсов организма (Сивер Д., 1985; Москвин В., 2009);
  • визуальная цветоимпульсная стимуляция способствует нормализации ритмов зрительных восприятий (Лугова М., 2009), что расширяет возможности достижения положительных эффектов при реализации реабилитационных приемов для устранения синдрома «одностороннего зрительного игнорирования» (потери способности различать предметы, находящихся в половине пространства, противоположной пораженной области мозга).

Таким образом, предложенная разработка создает предпосылки для активации процессов реабилитации в постинсультный период путем комплексной инструментальной реализации психофизиологических эффектов, способствующих восстановлению двигательной активности, ликвидации речевых расстройств, снятию астено – депрессивного синдрома.

Разработка новых эффективных методов реабилитации в постинсультный период имеет существенное медико – социальное значение, т.к. мозговой инсульт является одним из самых инвалидизируюших заболеваний, негативно влияющим на качество жизни миллионов людей в мире (согласно прогнозам экспертов ВОЗ, к 2030 году заболевание мозговым инсультом возрастет на 25%).

Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки