Как работать с детьми РАС

«Расстройства аутистического спектра» не является отдельным диагнозом, он обозначает группу состояний, а также отражает идею о высокой вариабельности проявлений и выраженности аутистических нарушений, значительных различий на уровне речевого, когнитивного развития детей этой группы. У части детей особенности взаимодействия с другими людьми отмечаются уже в первые месяцы жизни, вызывая обеспокоенность со стороны близких, хотя члены семьи и не всегда могут озвучить свои тревоги специалистами. Другая часть детей развивается в варианте, приближенному к обычному, а особенности ребенка становятся видны его близким по мере взросления (что часто связывается с возрастанием требований к качеству и содержанию взаимодействия с взрослыми и сверстниками, предъявляемых ребенку по мере взросления), или же происходит регресс в речевом, социальном развитии ребенка, когда близкие замечают у него потерю имеющихся достижений.

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжёлые, когда он полностью отсутствует. Как же научить ребенка устанавливать зрительный контакт? Вот данная программа по установление зрительного контакт, она может варьироваться в зависимости от ребенка или дополняться.

Программа «Устанавливает зрительный контакт»

1. В ответ на имя – сядьте на стул напротив ребёнка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребёнок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребёнок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребёнок смотрит на вас без стимулятора.

2. В течение 5 секунд – повторите процедуру, описанную в № 1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребёнку предъявленный стимулятор.

3. Во время игры – дайте ребёнку игрушку поиграть за столом, сядьте напротив и назовите его имя. Побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки.

4. На расстоянии – повторите № 3. Но сядьте или встаньте на расстоянии 90 см. Постепенно увеличивайте расстояние и делайте менее очевидными приглашения смотреть на вас.

5. На просьбу «Посмотри на меня» – произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты, что и в п. 1. Как помочь? Поднесите съедобный или осязаемый предмет на уровень глаз ребёнка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребёнка так, чтобы глаза поравнялись с вашими. Убедитесь, что ребёнок смотрит точно на вас, а не на стимулятор.

Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» Реакция (1-5) Устанавливает зрительный контакт дата введения дата усвоения.

  1. Одна секунда.
  2. Пять секунд.
  3. Во время игры.
  4. На расстоянии.
  5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня».

Так же некоторых  детей с РАС  отсутствует указательный жест. Указательный жест у ребенка с нормой он появляется в возрасте 11-14 месяцев. У детей с ОВЗ особенно не говорящих детей-аутистов он отсутствует, либо не закреплен. Для того чтобы научить ребенка показывать на желаемый предмет, его надо постоянно контролировать, мама должна закреплять дома (обязательно!).

Вот несколько упражнений:

  • Отдельные предметы. Сидя напротив ребёнка, поднимите предмет (из еды или игрушку), которому ребёнок отдает предпочтение. Скажите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребёнок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, всё меньше подталкивая ребёнка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.
  • Один предпочитаемый и один предмет, которому предпочтение не отдается. Покажите 2 предмета (предпочитаемый и непредпочитаемый). Спросите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребёнок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, всё меньше подталкивая ребенка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.

Правила выполнения  упражнений с аутистом

  1. Сесть с ребёнком во время игр или во время перекуса.
  2. Показать ему несколько предметов из тех, что он предпочитает (игрушки, закуски и т.д).
  3. Когда ребёнок потянется к желаемому объекту, немедленно взять его руку и сформировать указательный жест, дотронуться его указывающим пальцем до объекта.
  4. Как только ребёнок указал правильно на предмет, отдать ему этот предмет, назвать его и похвалить ребёнка («Как ты хорошо показал на ...»).
  5. Постепенно убираем подсказку до того момента, пока ребёнок не начнет показывать самостоятельно.

Имитация с предметами — это первый вид имитации, который осваивают дети в младенческом возрасте. Младенцы копируют действия родителей и других близких людей с игрушками и другими предметами. Как научить ребенка с РАС имитации?:

Сидя напротив ребёнка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

(Постучи по столу; Поздоровайся за руку; Покачай головой (нет); Прыгай; Постучи (в дверь); Помаши (рукой)). Не забывает ребенка мотивировать и поощрять,  если он сделал правильно.

Эти все методики взяты с ABA-терапии (методика прикладного анализа поведения). Она является единственным методом при работе с детьми РАС. Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребёнку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

Педагог-психолог Шаховал Кристина 

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки