Инструментально-аутопсихотерапевтический метод ускоренного освоения приемов самоформирования стрессоустойчивости

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Известно, что стрессовые гормоны не только подавляют функцию иммунной системы, но и обусловливают:

  • снижение продолжительности жизни (Гласе Д., 2012., Russ Т.,  2012);
  • увеличение риска заболеваний сердечно-сосудистой системы на 27-30% (Эдмондсон Д., 2012);
  • нарушение моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта;
  • увеличение риска возникновения или обострения психических заболеваний;
  • замедление в организме всех обменных процессов;
  • повышение риска развития онкологических заболеваний (Тиан Ху., 2010);
  • истощение адаптационных процессов и срыва адаптации, возникновение рассогласованности биологических ритмов (Самосюк И., 2007);
  • повышение риска возникновения различных когнитивных нарушений (Холмс К., 2012);
  • формирование дисгормональных нарушений репродуктивного здоровья (Бурлака Е., 2007);
  • возникновение патофизиологических изменений практически во всех органах и системах организма человека.

В настоящее время известны различные психофизиологические методы формирования стрессоустойчивости, однако, для их освоения требуется овладение навыками волевого управления дыханием, релаксации, медитации, самовнушения и т.д., что обусловливает необходимость прохождения специальных тренингов.

Практический интерес представляет разработка инструментальных методов, обеспечивающих возможность самостоятельного ускоренного самообучения навыкам формирования стрессоустойчивости независимо от индивидуальных способностей к созидающей визуализации (умения направленно мыслить образами), формирования образно-чувственных представлений и т.д.

Новизной разработанного для этих целей метода является создание возможности ускоренного самостоятельного освоения психотехники самоиндукции мягкого трансового состояния приемами респираторно-синхронизированной полисенсорной стимуляции (альфа-фотостимуляции на фоне «белого шума и «белого запаха», и термоимпульсного воздействия на носогубную область), и его последующей целенаправленной утилизации в целях самоформирования стрессоустойчивости.

Конструктивное оформление разработанного метода реализовано (см.фото) в виде оправы для очков, снабженной оптически полупрозрачными полусферами, на наружной поверхности которых закреплены светодиодные излучатели, соединенные с генератором электрических импульсов в диапазоне альфа-ритма биоэлектрической активности мозга. На дужках оправы очков зафиксированы миниатюрные электронные генераторы «белого шума» с акустическими излучателями. Очки также снабжены наносником, на котором закреплен пористый аппликатор, пропитанный многокомпонентной комбинацией эфирных масел, обеспечивающей формирование эффекта «белого запаха» (Собел И., 2012), способствующего внесению дополнительной обонятельной компоненты в процесс самоиндукции транса. На торце наносника закреплен миниатюрный малоинерционный термонагреватель, электрическая цепь питания которого одновременно с источниками питания фотостимулятора и электронных генераторов «белого шума» коммутируется с помощью регистраторов ритма диафрагмального дыхания, что обеспечивает возможность респираторно-синхронизированной полисенсорной стимуляции.

Респираторно-синхронизированная полисенсорная стимуляция (акустическая, зрительная, термоимпульсная, обонятельная) обеспечивает ускоренное самонаведение трансового состояния и возможность его последующей утилизации для самоформирования стрессоустойчивости приемами монауральной аутосуггестии путем нашептывания формул самовнушения в правое ухо с помощью полого акустопроводника (Чаусовский Г., 2010). При этом,  каждому из сочетано используемых респираторно-синхронизированных психофизиологических приемов присущ специфический антистрессовый эффект:

  • «белый шум» способствует ускоренной индукции транса и нейтрализации состояния стресса (Мировский К.,1966., Белов А., 2004., Бакстон О., 2012);
  • фотостимуляция зрительного анализатора в диапазоне альфа-ритма биоэлектрической активности мозга вызывает ответные реакции в виде успокоения, релаксации, оптимизации вегетативной регуляции (Голуб Я., 2008., Хоберман Дж., 2008);
  • мягкий вариант зрительной изоляции на фоне «белого шума» (ганцфельд – эффект) инициирует состояние релаксации (Патрушев А.,2009., Чаусовский Г., 2010);
  • синхронизация ритма дыхания с полисенсорной стимуляцией обеспечивает возможность ускоренного общедоступного освоения по принципу биологической обратной связи приемов диафрагмально-релаксационного дыхания и антистрессовой «медитации на дыхании» (Сметанкин А.,2005., Чаусовский Г., 2009);
  • респираторно – синхронизированная полисенсорная ритмостимуляция способствует «частотному затягиванию мозга» в измененное состояние сознания (Сандомирский М., 2001).

Таким образом, разработанный метод создает предпосылки для общедоступного (в рамках использования одного устройства специальных очков, стоимость которых не превышает 5 у.е) ускоренного самостоятельного освоения комплекса психотехник, сочетанное применение которых обеспечивает возможность целенаправленного достижения эффекта самоформирования стрессоустойчивости

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки