Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей 7-8 лет с умственной отсталостью!

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей 7-8 лет с умственной отсталостью!

Автор: Шаронова Анастасия Сергеевна, 
студентка кафедры специальной психологии 
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» 

Сегодня внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий год от года увеличивается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей младшего школьного возраста, так как именно мышление является высшей формой отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития, что очень важно при обучении в школе.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие исследователи, занимавшиеся проблемой умственной отсталости такие как: Выготский Лев Семёнович, Забрамная София Давыдовна, Исаева Тамара Николаевна, Макарова Александра Константиновна, Замский Хананий Самсонович Степонович, Елена Самойловна и многие другие, отмечают, что необходимо заниматься изучением наглядно-образного и словесно-логического мышления и их коррекцией у младших школьников с умственной отсталостью, в процессе их развития. Не смотря на достаточный объём существующих теоретических и практических данных, остаётся не до конца решенной проблема коррекции и развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Поэтому нужно использовать имеющиеся знания об особенностях мышления детей данного возраста с умственной отсталостью в коррекционном процессе, посредствам взаимодействия на такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

Цель исследования являлось изучить особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления младших школьников с умственной отсталостью, а также разработать и апробировать диагностическую и коррекционно-развивающую программы для работы с детьми данной категории.

На констатирующем и контрольном этапах исследования применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:

  1. Методика «Нелепицы».
  2. Методика «Исключение предметов».
  3. Методика «понимание сюжетной картины».
  4. Методика «понимание прочитанного текста».
  5. Методика «Свободная классификация».

Был проведён констатирующий, контрольный и сравнительный этап исследования, в ходе которых были получены следующие результаты:

1. Методика «Нелепицы»
на констатирующем этапе исследования преобладал низкий 40% и недостаточный уровень 40% испытуемых сформированности способности к обобщению и выделению существенных признаков, а средний уровень 20% испытуемых. На контрольном этапе, после проведения коррекционно-развивающей работы средний уровень повысился до 30% испытуемых, а низкий уровень повысился до 50% испытуемых. Недостаточный уровень понизился до 20% испытуемых. Это говорит о положительном влиянии составленной и апробированной коррекционно-развивающей программы.

2. Методика «Исключение предметов»
на констатирующем этапе исследования преобладал недостаточный уровень 50% и низкий 30% испытуемых уровень сформированности способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Средний уровень наблюдался всего у 20% испытуемых. На контрольном этапе, после проведения комплекса коррекционных занятий, средний уровень повысился до 50%, низкий уровень до 40% испытуемых, а недостаточный уровень понизился до 10% испытуемых. Это говорит о положительном влиянии составленной и апробированной коррекционно-развивающей программы.

3. Методика «понимание сюжетной картины»
на констатирующем этапе исследования преобладал низкий уровень развития 90%, а средний уровень всего у 10% испытуемых. На контрольном этапе, после проведения комплекса коррекционных занятий, уровень сформированности словесно-логического мышления, речемыслительной деятельности, а так же особен­ностей зрительного восприятия и понимания подтекста изображения повысился средний уровень до 40%, а низкий уровень понизился до 60% испытуемых. Это говорит о положительном влиянии составленной и апробированной коррекционно-развивающей программы.

4. Методика «понимание прочитанного текста»
на констатирующем этапе исследования преобладал низкий уровень сформированности понимания, осмысления, запоминания стандарт­ных текстов - 80%; средний уровень наблюдается всего у 20% испытуемых. На контрольном этапе, после проведения комплекса развивающих занятий средний уровень повысился до 60%, а низкий понизился до 40% испытуемых. Это говорит о положительном влиянии составленного и апробированного комплекса коррекционно-развивающих занятий.

5. Методика «Свободная классификация»
на констатирующем этапе исследования преобладал низкий уровень развития логического мышления и наглядно-образных представлений 90%, а средний уровень отмечался всего 10% испытуемых. На контрольном этапе исследования количество испытуемых со средним уровнем повысился до 40%, а низкий понизился до 60%. Это говорит о положительном влиянии составленного и апробированного комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Высокого уровня в исследовании мышления младших школьников с умственной отсталостью не выявлено. Это ещё раз свидетельствует об особенностях развития мышления детей данной категории.

Эти результаты подтверждают ранее выдвинутою гипотезу о том, что наглядно-образное и словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, может быть скоррегированно с помощью коррекционно-развивающей программы, включающая в себя дидактические, развивающие игры, упражнения на релаксацию, а также упражнения направленные на развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

На основании этого можно сделать следующие выводы:

  1. Проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу по изучаемой проблеме, можно отметить, в младшем школьном возрасте ведущими видами мышления становятся наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

У младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образное и словесно-логическое мышление оказываются нарушенным, что отрицательно влияет на развитие более сложных форм мышления и всей познавательной сферы, вследствие чего у ребенка возникают трудности в обучении.

  1. Ориентируясь в ходе анализа психолого-педагогической литературы на особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления у младших школьников с умственной отсталостью были подобраны диагностические методики для изучения мышления: «Нелепицы», «Исключение предметов», «понимание сюжетной картины», «понимание прочитанного текста», «Свободная классификация».
  2. Основываясь на результатах исследования, полученных на констатирующем этапе, была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа, состоящая из 2 блоков. Каждый из блоков включал в себя по 7 фронтальных занятий, направленных на развитие основных операций наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Составленные и апробированные диагностическая и коррекционно-развивающая программы доказали свою эффективность.

На основании полученных выводов можно дать следующие рекомендации:

  • Диагностическая программа, разработанная в данном исследовании может быть использована воспитателями, психологами и родителями для изучения наглядно-образного и словесно-логического мышления у младших школьников с умственной отсталостью.
  • Для коррекции и развития различных видов мышления у младших школьников с умственной отсталостью можно использовать апробированную в данном исследовании коррекционно-развивающую программу.

Список литературы:

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2007.
  2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160с. – (Высшее образование)
  3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция/ Под ред. Л.В. Ульянковой.- СПб.: Питер,2007.
  4. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития школьника. Дошкольный и младший школьный возраст./ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.-СП6.:Речь,2005.
  5. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.- СПб.: Речь,2006.
Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки